Зуборезные работы – так называется вид механической обработки, при котором происходит нарезка зубьев на заготовке с целью изготовления зубчатого колеса. Заготовка имеет форму диска.
Методы зуборезных работ:
Метод обката. Это самый распространённый и технологичный метод зуборезных работ. Для реализации этого метода применяют следующие инструменты: червячная фреза, долбяк, гребенка
Метод копирования. Для реализации этого метода используют пальцевую или дисковую фрезу, имеющую режущую кромку, форма которой совпадает с формой зубчатого колеса. Таким образом фреза вырезает впадину на заготовке, потом заготовка поворачивается на определённый угол и действие повторяется до тех пор, пока вся работа не будет выполнена.
Метод холодного и горячего накатывания. При горячем накатывании происходит нагрев слоя до пластического состояния. Нагрев до температуры 1100 – 1200С производится током высокой частоты. Деформация происходит посредством выдавливания зубьев. Такая модель имеет не очень высокую степень точности. Чтобы повысить степень точности используют холодное накатывание (калибровку детали). Этот метод экономичен, уменьшает расход сырья, поэтому очень перспективен в серийном производстве.
Зуборезные работы выполняют для изготовления зубчатых колёс с различными профилями:
- Поперечный профиль зуба.
- Продольный профиль зуба.
Часто профиль зубьев имеет эвольвентную форму, существуют колёса с круговой профильной формой или с циклоидальной. В отдельных случаях профиль зуба может быть несимметричным. К примеру, в храповых механизмах.
Виды зубчатых колёс, применяемых в промышленности:
- Прямозубые колёса. Самый распространённый вид зубчатых колёс. В этом случае оси колёс и линия контакта зубьев строго параллельны отношению друг к другу. Такой вид зубчатых колёс дешевле в изготовлении, чем шевронные или косозубые колёса, но и обладают меньшим крутящим моментом.
- Косозубые колёса. Их зубья расположены под углом к оси вращения. При этом увеличивается плавность сцепления, понижается уровень шума, повышается крутящий момент. Косозубые колёса используют в передачах с высоким крутящим моментом и высокой скоростью или в тех случаях, когда ограничен допустимый уровень шума.
- Шевронные колёса. Продольный профиль зуба такого колеса имеет форму буквы V. Таким образом, компенсируются осевые силы обеих половин колеса. Это позволяет не устанавливать шевронные колёса на упорные подшипники, а значит, они удобны и экономичны в эксплуатации.